Домашний доктор. Вернуться на начало

 


Распознать болезнь
/
Заикание

Заикание — нарушение темпа и ритма речи; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка чтением, пересказами.

В некоторых случаях заикание возникает у детей с замедленным речевым развитием. Это чаще наблюдается у старших дошкольников и школьников, так как переход к развернутой речи у детей с недоразвитием речи наступает позднее, они позже начинают говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм у них замедлено. Иногда заикание может возникнуть после гриппа, скарлатины, коклюша. У ребенка может быть и так называемое внутреннее заикание (он знает, что сказать, но не может), не имеющее, как правило, внешних признаков.

В тех случаях, когда заикание связано с особенностями развития речи, возможность его исправления во многом зависит от отношения окружающих. Если ребенку рано становится известно от старших, что его речь отличается от речи других детей, если говорят о заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т.п. Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.

Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь.

Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.

Рецепты домашнего доктора

Точечный массаж. Воздействуют на точки 103, 3, 29, 113, 47, 88, 126, 91, 26, 28, 23, 17, 64 (см. рис. 1 и рис. 2). Точечный массаж делают ежедневно или через день успокаивающим методом.

Заеда | Содержание | Запор
 

 


 

2010. Домашний доктор.