Распознать болезнь
/
Заикание
Заикание — нарушение темпа и ритма речи; наиболее часто
наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, как правило, в
связи с перенапряжением или травмой нервной системы.
Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы
ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание
неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения
у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у
ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится
ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка
чтением, пересказами.
В некоторых случаях заикание возникает у детей с замедленным
речевым развитием. Это чаще наблюдается у старших дошкольников и
школьников, так как переход к развернутой речи у детей с
недоразвитием речи наступает позднее, они позже начинают
говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм у них
замедлено. Иногда заикание может возникнуть после гриппа,
скарлатины, коклюша. У ребенка может быть и так называемое
внутреннее заикание (он знает, что сказать, но не может), не
имеющее, как правило, внешних признаков.
В тех случаях, когда заикание связано с особенностями развития
речи, возможность его исправления во многом зависит от отношения
окружающих. Если ребенку рано становится известно от старших,
что его речь отличается от речи других детей, если говорят о
заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные
замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в
результате невротического состояния). Отрицательно действуют
также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т.п.
Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к
врачу-логопеду.
Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно
часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка,
неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми.
Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих
силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи.
Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать
его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и
терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную,
слегка замедленную, но не монотонную речь.
Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие
вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова,
содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно
рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в
присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение
и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в
остальное время поддерживать правильный речевой режим.
Рецепты домашнего доктора
Точечный массаж. Воздействуют на точки 103, 3, 29, 113, 47, 88,
126, 91, 26, 28, 23, 17, 64 (см.
рис. 1 и
рис. 2).
Точечный массаж делают ежедневно или через день успокаивающим
методом.
Заеда
|
Содержание
|
Запор
|
|